3 июля Европейский суд по правам человека вынес решение по заявлению о законности ареста и взятия под стражу бывшего министра внутренних дел Украины Юрия Луценко. Напомним: он был задержан 26 декабря 2010 года Службой безопасности за якобы незаконное продление оперативно-разыскного дела шофера экс-заместителя председателя СБУ Владмира Сацюка в связи с расследованием дела об отравлении Виктора Ющенко. Однако на следующий день Печерский суд изменил меру пресечения — подписку о невыезде — на содержание под стражей в рамках уже расследованного уголовного дела о злоупотреблении служебным положением.
Европейский суд определил не менее семи нарушений Европейской конвенции, зафиксировав шесть различных нарушений права на свободу и личную неприкосновенность (дважды п. 1 статьи 5 и п. 3 статьи 5, а также п. 2 и 4 статьи 5) и применение норм УПК о лишении свободы с иными, не предусмотренными УПК целями при принятии решения о заключении под стражу и дальнейшем содержании под стражей (статья 18). Государство должно выплатить Юрию Луценко компенсацию в размере 15 тысяч евро.
Нарушения статьи 5 являются системными для Украины, и уже многократно фиксировались решениями Европейского суда. Нарушение статьи 18 Конвенции признано Судом впервые, и означает не что иное, как признание политических целей взятия под стражу Юрия Луценко. Обосновывая это решение, Суд отметил, что, поскольку заявитель являлся одним из лидеров оппозиции, было очевидно, что его дело вызовет большое внимание. Будучи обвиненным в превышении служебных полномочий, он имел право ответить на них через средства массовой информации. Европейский суд пришел к выводу, что арест и взятие под стражу являлось неправомерным наказанием за то, что Луценко публично опровергал предъявленные ему обвинения и настаивал на своей невиновности. В практике Европейского суда решения о виновности государства в злоупотреблении законодательством для достижения неправомерных целей чрезвычайно редки. Такие нарушения прав человека недопустимы в странах—членах Совета Европы. Напомним, что в деле Михаила Ходорковского против России заявленное нарушение статьи 18 не было признано Судом.
Защита Юрия Луценко получила дополнительные аргументы для кассационной жалобы в Высший специализированный суд по уголовным и гражданским делам. Он мог бы исполнить решение Европейского суда, освободив Луценко из-под стражи, — если бы отменил решения судов первых двух инстанций.
Решение Европейского суда вступит в силу спустя три месяца, если только государство не обратится с ходатайством о рассмотрении дела Большой Палатой Европейского суда. Министерство юстиции уже заявило, что такое ходатайство готовится. Если оно будет подано и принято к рассмотрению, то Большая Палата поставит окончательно точку в этом правовом споре.